Игоряныч, я тоже переключался без сцепления. И знаю, что говорю. Если передача включена, это не значит, что коробка под нагрузкой. Коробка находится под нагрузкой, когда ты разгоняешься или тормозишь двигателем. И чем сильнее разгон или торможение, тем нагруженней коробка. Для переключения без сцепления тоже своя методика. Ты же не выдёргиваешь передачу, когда тапку в пол давишь или движком оттормаживаешься (попробуй-ка выдернуть). И напротив - передача выдёргивается очень легко, когда обороты двигателя и свободная скорость вторичного вала (которая была бы, едь машина накатом), умноженная на передаточное число включенной передачи практически соответствуют. Вот тогда рычаг удерживают лишь собственный вес и фиксаторы. И втыкается передача тоже именно в такие моменты (для чего и перегазовка придумана - чтобы обороты валов подогнать).
Во-первых при езде накатом можно выключить на любой машине любую передачу очень легко. Накатом - это когда машина идёт свободным ходом, без двигателя и торможения. Или ты имеешь в виду при торможении двигателем? Согласен, так выдернуть легче, чем ри разгоне, особенно резком. Потому что в моменты торможения двигателем нет таких больших нагрузок. Конечно, не когда ты едешь с горы на второй передаче, тормозя движком. Нагрузка на коробку бывает разная как при разгоне, так и при торможении. Если нагрузка небольшая, то передача выходит, а если большая - то это очень сложно сделать. Во-вторых, четырёхступки, в отличие от пятиступок, всегда отличались лёгкостью переключения. Их можно было хоть одним пальцем переключать. А в-третьих, речь-то не об этом. А о том, в какие моменты вылетает передача. Это - принципильный момент. О чём я писал выше в теме. Если под нагрузкой (разгон или торможение двигателем), значит виноваты шестерни или шлицы муфты. При этом передачу, бывает, выбивает так, что не то что руками её удержать, так рычаг ещё и пальцы выбить может. Но если всё исправно, то в эти моменты под своим весом даже с неисправными фиксаторами рычаг не вылетит - муфта во включенном положении будет удерживаться засчёт трения при нехилом моменте. А если вылетает в моменты минимальных нагрузок (когда передачу можно без выключения сцепления пальцем выключить), то это фиксаторы не держат. При этом её не выбивает, а рычаг просто выпадает в нейтраль под своим весом, когда после разгона отпускаешь педаль или наоборот. Так рычаг может вылететь с первой, третьей или пятой передачи. На второй и четвёртой рычаг держится под своим весом.